Сегодня современное образование невозможно без компьютеров и Интернета, которым пользуются многие педагоги, школьники и студенты. Поэтому сейчас широким спросом пользуются технологии онлайн обучения.
Согласно статье 32 Закона РФ «Об образовании» под дистанционными образовательными технологиями подразумеваются образовательные технологии, которые, в основном, реализуются с помощью информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Технологии дистанционного обучения появились благодаря развитию различных средств передачи информации на расстоянии. Англичанин Исаак Питман считается основоположником данной педагогической технологии. Он еще в 1840 году начал обучать студентов стенографии, используя почтовые отправления. Густав Лангеншайдт в 50-х годах XIX века в Германии издал «обучающие письма» или самоучитель по освоению языка. В США программы дистанционного обучения начали создаваться в 1870-х годах.
В России модель консультационного или заочного обучения была разработана после 1917 года. В Великобритании в 1969 году был открыт первый университет дистанционного обучения — Открытый Университет Великобритании, а затем подобные учебные заведении стали открываться по всему миру. Сегодня в России технологии онлайн обучения используются в таких ВУЗах: в Российском университете дружбы народов, в Московском государственном университете, в Институте информационных технологий, в Интернет-университете информационных технологий и других.
В настоящее время дистанционное обучение реализовывается с помощью различных информационных ресурсов Интернета, таких как: мультимедиа, текстовые документы, аудио и видеоконференции и т.п., благодаря которым стали возможны новые формы педагогической деятельности: компьютерная переписка учеников и учителей, дистанционные практикумы и лабораторные работы, виртуальные экскурсии и много другое. Самая распространенная классификация предполагает три вида технологий дистанционного обучения:
1. Кейс-технология. Согласно такой технологии учащийся получает необходимые материалы для курса. Тьютор, то есть преподаватель-консультант, обучающий в дистанционном режиме, поддерживает связь с учащимся. При этом, он одновременно выполняет функции организатора учебного процесса, преподавателя, и консультанта. Преподаватель с помощью телефона, почты или других средств связи общается с учениками или проводит с ними консультации в учебных центрах.
2. Телевизионно-спутниковая технология основана на использовании интерактивного телевидения: видеоконференции, теле- и радиовещания, виртуальные практические занятия.
3. Онлайн обучение или сетевая технология, при которой обучаемый общается с преподавателем и получает весь необходимый материал через сеть Интернет.
Читать также