Обычно, в организации образовательного процесса довольно много внимания уделяется созданию познавательного интереса обучаемых, и его поддержанию на высоком уровне. В противном случае эффективность и интенсивность учебного процесса снижаются. В последнее время появились новые электронные технологии, которые активно развиваются и открывают возможности для различных видов комплексной полготовки студентов вузов. В последнее десятилетие повысился интерес к дистанционному обучению в связи с повышением требований рынка труда и расширением доступа к высшему образованию.
Некоторые современные европейские исследователи считают, что для системы дистанционного обучения принципиально важно наличие обратной связи. Но, в системе двусторонней связи они по-разному понимают роль преподавателя. Например, шведский исследователь Баат считает, что нужно «дистанционное наставничество», и в процессе обучения отводить наставнику ведущую педагогическую роль. По мнению Баата, задача дистанционного наставника заключается не только в исправлении ошибок и оценке полученных знаний, но как педагог-профессионал он должен активизировать процесс обучения, знакомить с учебным материалом каждого участника с учетом предыдущего опыта и знаний, включая и способность осваивать учебный материал и мотивировать продолжение обучения.
Второй шведский исследователь С. Холберг тоже считает, что нужно развивать обратную связь в рамках дистанционного обучения. Но, в его теории обратная связь заключается не столько в «наставничестве», а, сколько в дидактически направляемом диалоге с преподавателем. По его мнению, в дистанционном обучении очень важна самостоятельная работа студента над изучаемым материалом. Холберг считает, что дистанционное обучение является формой самообразования, которая должна иметь возможность получать поддержку от учебного заведения наряду с учебными курсами, разработанными для него. Дидактический диалог с наставником должен стать формой такой поддержки. Он должен стимулировать студентов на творческое освоение учебного материала. Холберг также сформулировал общие требования к учебным материалам для дистанционного обучения. В этих учебниках материал должен быть изложен четко, доступно, и даны ясные рекомендации по его освоению, и диалоговая форма его подачи.
Читать также